Кузнецовский фарфоровый завод, среди огромного ассортимента фарфор кузнецова особо выделилась азиатская продукция и продукция для восточных рынков. Рынок этот включал пространство от мусульманского населения Поволжья на Западе до Китая на Востоке и Персии на юге. Причина отличий в ассортименте была, прежде всего, в размерах и значении рынка для Т-ва М.С. Кузнецова.
Цветотерапия шопингомРазвитие отечественной промышленности и государственные интересы влияли на значимость азиатских и восточных рынков. До кузнецовских фабрик, товар на восток поставлялся и Гарднером и некоторыми гжельскими фабриками. Для Т-ва М.С. Кузнецова рынок был не приоритетным, но все же желанным. Список клиентов товарищества в указанном регионе по состоянию на 1906 год насчитывал 162 клиента.
Изделия Т-ва М.С. Кузнецова конкурировали на азиатском и восточном рынке с английскими и австрийскими товарами. Кузнецовский товар хорошо раскупался и имел успех у местного населения.
Приобретя фабрику Гарднера и получив возможность ставить его клеймо на свою посуду, Т-во М.С. Кузнецова стало активно использовать эту возможность в продвижении своего товара. Чтобы стимулировать сбыт М.С. Кузнецов прибегал к уловкам, иногда помещая надпись «Лондон» на персидском языке под клеймом.
Азиатский товар выпускался всеми предприятия товарищества. К вопросам торговли с Востоком подходили основательно, изучали ассортимент конкурентов и спрос. Торговля с азиатскими купцами велась на волжских ярмарках.
Значительная часть товара для восточных и азиатских рынков выпускала Дулевская фабрика.
Декор изделий Т-ва М.С. Кузнецова, относящийся к восточному и азиатскому, можно разделить на три вида:
- Декор, аналогичной росписи трактирной посуды.
Такой товар поставлялся в Персию, Афганистан, Бухару, так же потребителями были мусульманские народы России. Преобладающим вариантами росписи были мушель, виноград, мак. В экспортных вариантах иногда помещался герб той страны, куда поставлялся товар. Сейчас в антикварных магазинах и на барахолках можно встретить кофейные пары бордового цвета, с еще гарднеровской маркировкой, выпущенные для восточных рынков. Так же попадались мне различного диаметра тарелки и огромные синие и бордовые блюда диаметром около 35 см. Роспись у них не особо искусная, но они пользуются спросом у некоторых коллекционеров за счет богатства крытья и яркости, если они, конечно, дошли до нас в хорошем состоянии.
- Декор орнаментальный и сюжетный, ориентированный на мусульманский Восток.
Такая посуда отличалась повышенной красочностью декора. Орнаменты и цветочные мотивы использовались в различных формах и сочетаниях. Кузнецов часто повторял местные формы посуды, заимствуя их даже с металлических предметов. К таким товарам кроме прочего относились пиалы и пловницы. Кстати пиалы, выпущенные для восточных рынков можно часто встретить на барахолках. Цены на них не высокие, как и их качество. Попадаются и очень интересные предметы с восточными узорами. Так, мне встречались предметы похожие на салатники достаточно крупного размера и блюда для плова. В их декоре присутствовала печать, которая после была раскрашена вручную в основном в светло зеленых, розовых и желтых тонах. Кстати, все изделия, что мне встречались, имели марки Гарднера на Восток.
- Декор с вариациями на китайские сюжеты.
Их обычно называют шинуазри, что значит китайщина. Встречается много вариантов такой кузнецовской посуды. Декоры шинуазри любимы коллекционерами. Много предметов с такими сюжетами можно наблюдать, посещая музеи и выставки декоративно-прикладного искусства. Основной мотив – это стилизованные восточные орнаменты. В подражании Востоку кузнецовские мастера выработали декор под названием кажгарская печать, в котором механическое воспроизведение рисунка дополняла ручная раскраска. Такие изделия шли на Дальний Восток и даже выдерживали конкуренцию с настоящими китайскими изделиями. Высокое качество по сравнению с низкой ценой было главным преимуществом кузнецовской посуды.
Мне встречались как фаянсовые, так и фарфоровые изделия: чайные пары, сервизы, декоративные тарелки и некоторые другие предметы. Марка и клеймо, которое на них ставилось, уже было именно Кузнецовским. Так, на рынке и а антикварных магазинах можно встретить фаянсовые варианты, выпущенные Тверской фабрикой Кузнецова с маркой и клеймом одновременно, и варианты фарфоровых тарелок и сервизов с зеленой маркой Т-во М.С. Кузнецова в Москве. В декоре фаянсовых тарелок по ободу можно заметить украшение орнаментами, а центре сцены из жизни китайцев или просто цветы пиона так любимого на востоке. На фарфоре, так же присутствуют сцены из жизни, но дополнены они только отдельными букетами цветов или бабочек. Выполнены сюжеты уже деколью, по контуру предмета присутствует позолота. А вот ручная роспись на предметах шинуазри мне встречалась гораздо реже.
Вкусы потребителей кузнецовской посуды с течением времени менялись. Но М.С. Кузнецов смог удержать рынки сбыта именно потому, что вовремя и грамотно подстраивался по пожелания своих клиентов.
Что до шинуазри, то могу сказать, что я пересекалась со многими коллекционерами, которые не прочь добавить эти восточные мотивы в свою коллекцию русского фарфора. Все таки, есть что-то завораживающее и мечтательное в этих бесхитростных сюжетах о счастливой китайской жизни в красивых садах в окружении диковинных птиц.