Торговые дома Российской Империи и Brown-Westhead, Moore & Co.

  История о том, как на нашем рынке появился английский фаянс Т. Д Давыдовых, Савельева, Зиновьева, Кумберга, Корниловых и других любителей выпустить посуду с марками своих заведений.

Цветотерапия шопингом

  Рассказ начну с того, что недавно мне снова в руки попали три вида чудесных тарелочек с редкими клеймами Давыдова и Кумберга. Меня заинтересовало, почему на чисто английском фаянсе стоят русские фамилии. Качество этих тарелок поражало, было явно европейским, а диаметр был более стандартного  — Кумберг 26-27 см, Давыдов — 27 см, при этом они как-то не очень вписывались в коллекцию нашего русского дореволюционного фарфора. В декоре были использованы цветы, галантные сцены, клетка и орнамент, по рисунку напоминающий вышивку на русских рушниках.

  Набор тарелки и блюдо с маркой Торгового дома I. A. КумбергаНа тарелках присутствует 2 вида марок и клейм. Английской фирмы Brown-Westhead, Moore & Co с датировкой выпуска на клейме и название торгового дома Российской Империи.

       Начнем с истории производителя

  В Англии пионерами производства фарфора стали частные купцы, полагавшиеся на собственную предприимчивость. Наибольший расцвет производства фарфора в Англии произошел во второй половине XVIII века, когда возникли самые крупные фабрики.

  Английские фабрики были частными, что отразилось на их маркировке. На начальном этапе не ставились гербовые щиты или вензеля владельцев, увенчанные митрой. Сначала подражали китайским клеймам, а затем стали употреблять знаки в виде якоря, полумесяца и прочее. Ставили так же название местности производства или фамилии владельцев фабрик, иногда обрамленные нарядными картушами. Часто меняли маркировки, заимствуя знаки у известных мануфактур типа Мейсена и Севра. Иногда фабрики занимались тем, что копировали клейма друг у друга. Строгих правил маркирования на начальном этапе не ввели. И получалось, что в одном сервизе и даже на одном предмете могут быть разные клейма. А частая смена владельцев фабрики тоже придавала путаницу маркировке. Некоторые, придуманные в тот период, эффективные способы маркировки посуды, типа экслибриса, в последствии, были переняты во всей Европе.

  В течении ХIХ века в местности Шелтон появилось несколько фабрик «Риджуей», «Редфорд», «Хит», «Фейр», а так же несколько акционерных компании: «Браун-Вестхед и Мур», «Никс и Мей» и другие. Художественный уровень их продукции не был очень высоким, выпускались сервизы среднего стандарта.

  Все началось с того, что  Job Ridgway  в 1774 году основал компанию. В 1802 году он построил завод в Cauldon (Хэнли в Стаффордшире). Два его сына Джон и Уильям стали работать на фирме с 1808 года. С этого года  компанию переименовали  в Ridgway and Sons, а после смерти Уильяма, последовало новое переименование в John Ridgway & Co. С 1821 году предприятие стало выпускать костяной фарфор отличного качества.  Джону Риджвэю было присвоено звание Поставщика при Дворе Королевы Виктории. В 1858 году он продал свою долю, а  два года спустя умер.

  Клеймо и марка, которые попадаются с антикварными русскими торговыми домами, относятся к периоду 1862-1904 годов. В этот период фирма носила название Brown-Westhead Moore & Co. В тот период в Англии и за рубежом фирму считали производителем высококлассной посуды.

  В 1904 году произошло новое переименование предприятия. Предприятие стало именоваться Cauldon Ltd, а после 1920 уже стала  Cauldon Potteries Ltd.

   С 1890 года к клейму стали добавлять изображение Герба Великобритании (Лев с единорогом, поддерживающие щит). Это отличительная черта производителей, которые в течении минимум 5 лет поставляли товары к королевскому двору Великобритании. Знак Королевского ордера считалась знаком высочайшего качества посуды. В истории известно не мало случаев фальсификаций марки, с целью проставить измененные изображения герба, для придания значимости продукции неименитой фирмы.

       Названия предприятия менялись в таком порядке.

1802 — 1808: Job Ridgway

1808 — 1814: Job Ridgway & Sons

1814 — 1830: John & William Ridgway

1830 — 1840: John Ridgway

1840 — 1855: John Ridgway & Co.

1855 — 1858: John Ridgway, Bates & Co.

1859 — 1861: Bates, Brown-Westhead & Moore

1862 — 1904: Brown-Westhead, Moore & Co.

1905 — 1920: Cauldon Ltd

1920 — 1962: Cauldon Potteries Ltd

1962 — 1977: Pountney & Co. Ltd

Оценочное…

   В целом, вещи предприятия к редким отнести нельзя. Эти тарелки на территории РФ в среднем от 1 000 до 2 500 руб за штуку. Вряд ли дороже кого-то заинтересует.

   К редким можно отнести продукцию с заказными дополнительными марками. Предметы, выпущенные для русских торговых домов именитых фамилий, таких как Корниловы, Зиновьев, Кумберг, Савельев, Давыдовы. Тут цена в зависимости от состояния и редкости позволяет их выставлять на продажу от 3 000 до 10 000 рублей за тарелку. Коллекционерами они ценятся. Да и любителей использовать их в быту, накрывая антикварные столы, много. Особенно ценится их качество, декор и размер, ну и конечно же марка именитого торгового дома.

 Набор тарелки и блюдо с маркой Торгового дома I. A. Кумберга  На фотографиях приведены марки с дополнительным клеймом Brown Westhead Moore & Co, Англия (1862-1904) Cauldon Place, Hanley, Англия.

Торговый дом I.A. Кумберга в С. Петербургъ

  Купец Иоганн Андреас Кумберг был талантливым мастером. Пользовался особым уважением у Петербуржцев. Владел известным на всю Россию заведением, изготавливавшем бронзовые изделия по моде того времени:  люстры, столовые лампы и прочие художественные изделия, повторявшие французские и австрийские модели. По мнению его современников, продукция Торгового дома Кумберга гораздо лучше подлинных аналогов.

  Торговый дом I.A. Кумберга в С. ПетербургъТорговый дом I.A. Кумберга в С. Петербургъ располагался на Большой Морской дом 19. Бронзовое производство Кумберга находилось в начале Каменноостровского проспекта. На предприятии трудилось около полусотни рабочих, примерно двадцать человек трудились на дому.

  Из воспоминаний Александр Бенуа: «Путь наш лежал через Морскую, а там меня притягивала огромная роскошная витрина магазина Кумберга (типа позднейших универсальных магазинов)».

  Из того, что можно увидеть сегодня в Санкт-Петербурге, это люстры фабрики Кумберга, созданные в 1862 году для Казанского собора. Но более знаменит Кумберг часами-аллегорией «Благословение России», изготовленными им в 1861 году, исполненными по его личному дизайну. Часы были созданы в честь отмены крепостного права. Корпус  часов увенчивался фигурой, символизирующей освобождение крестьянства.

  Изделия Кумберга за свои достижения не раз получали награды. Так, например, он был отмечен золотой медалью на Всероссийской выставке в Москве 1882 года.

  Тарелка Торговый дом Савельева до 1917 года 

 Торговый дом В.С. СавельеваТорговый дом В.С. Савельева

   Так же нам встречалась английская фарфоровая тарелка с маркой Торгового дома В.С. Савельева, с изображением, по-видимому, замка у озера, в обрамлении флорального декора. Серый монохромный декор, подглазурная печать.

     

             

Торговый дом ЗиновьеваТорговый дом Зиновьева

  Была найдена тарелка Магазин Н. М. Зиновьева в Санкт-Петербурге. Синий монохромный декор с изображением, по-видимому, замка у озера, в обрамлении флорального декора. Заказной для России английский фарфор высокого качества белизны. В декоре подглазурная печать. С аналогичной маркой и цветочным декором выпускались и фаянсовые монохромные тарелки, в розовых и голубых тонах.

   

Торговый дом Корниловых

  Не миновал англомании в керамическом искусстве и завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге. На фаянсовых изделиях ставилась марка с гербовым щитом под короной с монограммой посреднической фирмы «BWM & Co» и надписью в круге: «KORNILOFF».

  Успех производства на рынке России и за рубежом объясняется прежде всего безупречным качеством, правильным подходом к удешевлению продукции посредством применения технических новшеств, оригинальным оформлением изделий, при том что массовая продукция выпускаемая конкурентами обезличивалась.

   

Торговый дом ДавыдоваТорговый дом Давыдова

 Однажды попали к нам тарелки с маркой Brown Westhead Moore & Co и русской надписью А. Давыдовъ Депо Иностранной посуды. Въ Большой морской Домъ №33. Депо – это склад. Фаянс, монохромная печать, люстр. Очень качественная посуда, с учетом того, что ее возраст переходит за 100 с лишним лет. А декор из нежных лиловых цветов так и зовет поставить их на стол и откушать с них  что-то приготовленное рецептам того времени….

Оставьте комментарий

Shopping Cart