О рижском фарфоре М.С. Кузнецова и коллекционировании

На главном фото тарелки выпуска Рижской фабрики М.С. Кузнецова. Фарфор. Аэрография. Цветочный декор.

Цветотерапия шопингом

Рижский фарфор всегда отличался качеством и красотой. История появления и основные моменты функционирования Рижской фарфоровой фабрики интересно описаны в книге Ирины Красильниковой. Приведу несколько фото.

Очень занятно было почитать как Кузнецовы избавлялись от конкурентов. Особенно это интересно будет тем кто сильно идеализирует дореволюционное предпринимательство. Люди были разные, как и методы, а вот цели ставились огромные. Все средства были хороши. Такие описания избавления от конкурентов и приведения конкурирующих производств на грань банкротства путем пристраивания на работу к ним своих ближайших родственников, я уже встречаю далеко не в первой книге. Это не может не наводить на размышления.

При этом была и другая сторона медали. Получив новую фабрику в собственность было принято творить богоугодные дела, например строить церкви, больницы и школы для детей рабочих. И тут Товарищество тоже значительно преуспело. В книгах написано достаточно много информации и про это.

За период своего существования семейство фарфорозаводчиков Кузнецовых до образования Товарищества М.С. Кузнецова и уже в период его возникновения выкупило много действующих производств у других владельцев, модернизировало их, сделало прибыльными. Самым крупным и известным примером является покупка фабрики Гарднера у его потомков, с правом продолжения клеймения изделий его марками и клеймами. Они использовали состоявшийся бренд себе во благо, зачем же терять такие преимущества. Вот и путаются до сих пор коллекционеры смотря на предметы и марки, к кому периоду их относить, к периоду владения М.С. Кузнецова или все же к настоящему Гарднеру.

Масштабность мышления семейства Кузнецовых меня всегда восхищала и поражала. По другому фарфоровыми королями и не становятся. Я люблю про них почитать, мне даже удалось познакомиться с их потомками.

Даже 100 лет прошедших со времени национализации не стерли их имена. Их наследие везде. Достаточно прогуляться в центре Москвы по Мясницкой улице где был их главный магазин. В основе фарфорового производства СССР лежали многолетний опыт и наработки Кузнецовых, имущество Все что было создано ими и отнято с революцией продолжило существовать, но стало именоваться более знакомыми названиями: Дулево, ЗИК, Вербилки.

Времена идут, а некоторые предприятия до сих пор продолжают выпускать фарфор по формам и эскизам периода Товарищества. Мало того, стали появляться новые производства, такие как «Романов фаянс», берущие за основу старинные формы и выпускающие изделия с целью возрождения старинных производств. Новые предприятия часто ставят на свой фарфор очень схожие со старинными марки, я уже как то про это писала. И совсем начинающие коллекционеры бывает путаются, принимая новодел за историю.

Что до старинных кузнецовских предметов, то часть из них смогла дойти до нас в целости и сохранности. Выпущенные до революции, они оседают во многих частных коллекциях и со временем только увеличивают свою ценность. Кузнецовы выпускали не только столовый и трактирный фарфор и фаянс, но и создавали настоящие произведения искусства. Цена на некоторые экземпляры таких предметов сейчас может превышать миллион рублей.

В свое время я выбрала для себя свой способ коллекционирования — искать, читать и исследовать предметы по возможности пристраивая их в крупные частные коллекции. Особенно интересно мне общаться с теми, кто желает выставлять собранное, делать каталоги, организовывать выставки. Ведь так приятно получить каталог в составе которого есть предметы когда-то побывавшие в твоих руках)))

Оставьте комментарий

Shopping Cart