Не так давно ко мне в коллекцию попал предмет с маркой Ф. Емельянова в деревне Морье. Взяла я его из-за редкой марки. Сам предмет похожий на современную солонку/перечницу достаточно обычный, дополнительным декором не обладающий. Я люблю ловить редкости, а они мне интересны именно возможностью исследовать новое, держа историю в руках.
Цветотерапия шопингомЧитая краткую справку об истории фабрики очень бросается в глаза то, что производство в 19 веке просто скакало по рукам от новых владельцев к временным арендаторам и обратно. Основанное бароном Петром Фридрихсом в начале 19 века производство уже в 1817 году начало менять владельцев. С производством связаны такие персоны как надворный советник С.Я. Поскочин, графиня С.А. Голенищева-Кутузова, барон Л.Ф. Корфу и в последствии его дочь, был в аренде у братьев Корниловых, князя Долгорукова, купца Гудкова, купца Соломонова, купца Меншуткина, купца Ступина, купца Емельянова.
И только в 1887 году попал в собственность Ф.Е. Емельянова и после его сыну. Которые и выпустили мою скромную перечницу. Какой путь! Сколько участников со знаменитыми фамилиями. И главный вопрос который у меня возник, почему это производство так всех манило. Располагалось оно недалеко от Санкт-Петербурга. Если оно было прибыльно, то почему не оставалось в руках одной семьи, и им приходилось искать арендаторов, если не прибыльно почему не закрылось или не было выкуплено крупными производителями.
Даже братья Корниловы продержали его в аренде всего год, а ведь они хорошо знали как управлять фарфоровыми производствами, выпускали очень достойные предметы, включая даже доборы к императорским сервизам. И выпускали свою продукцию в соответствии с потребностями рынка, будучи одними из лидеров по производству фарфоровых изделий до периода национализации. Размышления мои дальнейшие на эту тему требуют конечно еще более глубокого изучения истории и не по книгам для коллекционеров, где обычно представлены только краткие справки о том или ином производителе. Надеюсь со временем представится возможность. Но даже такие книги при наличии времени могут навести на интересные размышления.
А еще к этим размышлениям добавлю несколько фото о том, чем дореволюционная солонка отличается от дореволюционной перечницы. Мы то привыкли видеть их на своих современных столах одинаковыми, отличающимися только количеством дырочек для высыпания сверху. Согласно Каталогу фарфоровых и фаянсовых изделий фабрик М.С.Кузнецова, то что вертикальное с дырочкой для наполнения через низ и высыпания через мелкие дырочки через верх — это перечница. Солонок такой формы как перечница я в дореволюционном каталоге не нашла. Все солонки это открытые емкости, предполагающие или использование миниатюрных ложечек или брать соль руками, щепоткой. Та форма что у меня имеет название «обыкновенная». Аналогичные предметы с марками М.С. Кузнецова приведены в книге Ирины Красильниковой.
Вот так, попавший в руки простой и обыденный предмет, заставляет увлеченного коллекционера поднять целый пласт дореволюционной истории размером с век, полистать книги, последить связи, родословные, проанализировать сделки, открыть дореволюционные каталоги. Ну и, конечно, сделать для себя совсем маленькие, но собственные выводы по его ценности для любой коллекции, уже не как простого антикварного предмета, а как вещи вмещающей столько историй, которые хочется читать не останавливаясь.
Продажа некоторых предметов помогает коллекции развиваться и удовлетворять мои исследовательские интересы.