Декор "меандр" тверской фаянс и тверской фарфор времен М.С.Кузнецова

Встретились на фото тверской фаянс и тверской фарфор времен М.С.Кузнецова. Период — рубеж 19-20 века. Тверской фаянс отличается богатым разнообразием декоров, многие из которых очень ценятся коллекционерами. В большинстве своем это, конечно, не цветочки, а скорее многокомпонентные композиции, включающие пейзажи, зверей, птиц или людей.

Несколько раз мне встречались предметы Тверской фабрики Кузнецова полностью повторяющие изделия других фабрик, таких как например Арабия/Arabia финская сейчас, но до революции фабрика считалась нашей и находилась на территории Российской Империи.

Сходные по декору, они все же имеют отличие по массе, весу и разницу в диаметре чуть менее сантиметра. Кто был первоисточником, мне точно не известно, но могу предположить что декор был скопирован с английской посуды. Так как тоже часто встречаю английские антикварные тарелки с аналогичными декорами, но еще более ранних выпусков.

Декор «меандр», присутствующий на тарелках фабрик Арабии и Кузнецова, достаточно привлекателен с точки зрения коллекционера антикварного фарфора. Он ярок, притягивает взгляд, напоминает о греческой мифологии и главное несет символическую нагрузку и даже магический смысл. Меандр – это олицетворение извилистого течения человеческой жизни, которая при всех неожиданных поворотах все же движется в определенном направлении и это направление – стремление к добродетели. Кроме этого меандр символизирует вечность, бесконечное обновление жизни, постоянную смену старых поколений молодыми. За все мои годы увлечения антиквариатом этот декор мне встретился всего второй раз.

Меандр в декоре тарелок дополняют вставки медальонов с амфорами и лицами женщин с греческим профилем. Несколькими годами ранее мне попало в руки блюдо с мифическими морскими обитателями со сходным декором. Это могло быть как заказное блюдо, выпущенное вместе с сервизом, так и отдельный экземпляр для продажи через магазины. Та кузнецовская тарелка, что на фото имеет номер декора 510 и скорее всего выпускалась для продажи через магазины.

Если уж совсем приглядываться или придираться к этим тарелкам, то на Арабии лица в медальонах более приятные, греческие, чем на кузнецовских. На Кузнецовских совсем упростили прическу и черты лица, и некоторые греческие богини стали больше похожи на сварливых английских служанок.

На фото присутствуют еще фарфоровые тарелки Тверской фабрики М.С. Кузнецова. Тоже имеющие свой номер декора. На них загадочная надпись Берлин — Москва. Полагаю были выпущены для какого-то дореволюционное заведения или организации. Возможно отеля, ресторана или даже поезда. Их у меня две. Парой такие небольшие предметы всегда смотрятся выигрышнее. Они редкие, в хорошей сохранности и имеют достаточно яркий сине-голубой цветочный декор кроме интересных надписей в центре.

Очень уж интересно эти четыре тарелочки смотрятся вместе, позволяют во-первых сравнить дореволюционный фаянс разных фабрик, а так же отметить совпадение клейм фарфора и фаянса тверской фабрики.

Фарфор это не только про купить и поставить для красоты на полку или спрятать в шкаф с целью инвестирования, но и возможность посмотреть на историю в деталях, держа ее в своих руках.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий