Фарфоровый завод Батенина наследие русского фарфора

Кофейник Батенин фарфор до 1917 года

Цветотерапия шопингом

Фарфоровый завод Батенина наследие русского фарфора. Фарфоровый завод Батенина В 1818 году в газете «Санкт-Петербургских ведомостей» появилось объявление об открытии магазина купца Батенина на Невском проспекте. Ранее в 1814 году Филипп Сергеевич Батенин выкупил завод у Купца Девятова на Выборгской стороне (ныне это улица Александра Матросова в Выборгском районе Санкт-Петербурга). До покупки завода купец Батенин занимался поставками в Россию европейского фарфора.

  Деятельность нового завода Батенина была ярка и плодотворна, а фарфор Батенина едва ли не самый узнаваемый из дошедших до нашего времени изделий частных фарфоровых заводов дореволюционной России. Батенинский фарфор ассоциируется во первых с богатым золочением, а во вторых с тяжеловатыми формами, но при этом все же создававшим хорошее общее художественное впечатление.

  Широкой популярности Батенинского фарфора способствовала относительно низкая цена на него за счет применения различных способов удешевления производства. Старые каталоги свидетельствуют о большом разнообразии выпускаемой продукции. Самое интересное, что заводом Батенина так же выпускалась каждодневная посуда в большом количестве но за давностью времен до наших дней дошли в основном парадные экземпляры посуды.Продукция завода с момента его возникновения до 1832 года отмечалась тисненными буквенными марками: С.З.К.Б. что означало Санкт-Петербургский завод купца Батенина. Реже встречается вариант, когда эти же буквы С.З.К.Б. заключены в узкий прямоугольник глубокого тиснения.В 1830 году после смерти Филиппа Сергеевича Батенина производство перешло в руки наследников купца.

  В этот период с 1832 по 1838 год фарфор маркировался тиснением, но уже в две строки С.П.Б/Насл:Батен. Поскольку буквы наносились тонко и четко, а при последующем обжиге иногда расплывались в настоящее время некоторые дошедшие до нас изделия Батенинского фарфора остаются неопознанными.В коллекциях современных музеев Батенинский фарфор представлен различными предметами, такими как декоративные вазы, кувшины, умывальные приборы и конечно различные предметы чайных и кофейных сервизов.

  В музеях, как и в частных коллекциях, находятся предметы разнообразных живописных декоров и композиций. Например, формы чашек тяготеют к характерным для классицизма объемам: яйцевидному, цилиндрическому и конусному. Некоторые близки по формам к Императорскому фарфоровому завода и фабрике Гарднер. Еще большим разнообразием отличались Батенинский живописные орнаменты того времени. Фаворитами декора были полихромные цветочные бордюры и букеты в строгих обрамлениях золоченого фарфора. Интересными для любого современного коллекционера являются серии Батенинского фарфора с живописными видами Санкт-Петербурга, ставшие визитной карточкой завода, так же желанны серии кружек содержащих гербы, монограммы и надписи.

  В 1930-е года в росписи Батенинских живописцев был преобладающим стиль «шинуазри». Чашки с элементами декора востока одна из самых привлекательных коллекционных групп. Чайники обычно входили в состав сервиза, однако известно, что они выпускались в большом количестве и отдельными предметами. Некоторые из них делались специально для украшения горок. Например, иногда крышку золоченого чайника венчает статуэтка путто, а на носике и ручке вылеплены маскароны, цветок лотоса или пальметки. В узорах и росписях чайников и кофейников присутствуют довольно оригинальные решения.Но большую славу принесли заводу Батенина вазы. В них отражены лучшие качества Батенинского фарфора и его высокая декоративность.

  Праздничные сервизы составляют значительную часть дошедших до нас музейных экспонатов и кстати многие дошли до нас в полном составе и довольно хорошей сохранности. Такие сервизы, например, есть в коллекции Русского музея. Многообразные ансамбли с эффектными узорами и в виде цветочных бордюров или сочетании геометрических и растительных форм были очень популярны в первой половине 19 века. Если смотреть через призму истории то искусство Батенинских мастеров наверно опередило время и определило деятельность последующих частных фарфоровых заводов, таких как завод братьев Корниловых. После пожара в 1838 году завод Корниловых приобрел, остатки производства и взял на работу Батенинских мастеров и живописцев. Что впоследствии и определило развитие завода братьев Корниловых, в продукции которых прослеживаются аналогичные формы и сюжеты росписи.

  В настоящее время фарфор завода Батенина высоко ценим коллекционерами дореволюционного фарфора. Его двухсотлетняя история, неповторимый и узнаваемый стиль определяют достаточно высокую цену за Батенинские изделия, которые и так редко встречаются на рынке антиквариата.

Оставьте комментарий

Shopping Cart